Здоровый образ жизни
Материал опубликован:
Обновлён:
Профилактика подростковых суицидов
Актуальность проблемы подростковых суицидов
-
Россия занимает ведущее место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков
-
По данным ВОЗ:
Россия – 19-21 случай на 100 тыс. населения
В мире – 7 случаев на 100 тыс. населения
-
По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет.
-
На каждое законченное самоубийство у подростков приходится попыток до 100-200 суицидальных попыток
Особенности подросткового возраста
-
противоречивость чувств, импульсивность
-
сочетание чувствительности, ранимости, романтизма и жестокости, холодности
-
завышенная самооценка и неуверенность в себе
-
максимализм в оценках и неспособность к принятию аргументированных решений;
-
упрямство и внушаемость
-
недостаточно развитой способностью к объективной оценке конкретных поступков, к самоконтролю поведения
-
феномен группирования
Наиболее частые причины суицида у подростков
-
Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания
-
Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность
-
Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи
-
Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения
-
Боязнь позора, насмешек или унижения
-
Страх наказания
-
Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность
-
Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство
-
Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека
-
Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов
Факторы риска
-
Дисгармоничность в семейных отношениях
-
Особенности личности
-
Трудно протекающий пубертат
-
Злоупотребление алкоголем, ПАВ, зависимости
-
Депрессивное состояние с переживанием обиды, безнадежности, одиночества, гнева, безысходности
Депрессивные состояния у подростков
-
Депрессивные состояния – это тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростка
-
Депрессивные состояния у подростков нередко плохо осознаются самими детьми и могут выражаться в нарастании агрессивного поведения, упрямства, оппозиционного поведения, ухода в себя
Наиболее частые признаки депрессии
-
часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности
-
вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность
-
снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась
-
поглощенность темой смерти
-
постоянная скука
-
социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях
-
пропуск школы или плохая успеваемость
-
значительные изменения сна и аппетита
-
деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение
-
чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины
-
повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды;
-
повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога
-
жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль
-
сложности концентрации внимания
Общие черты суицидов
-
Цель суицида – нахождение решения
-
Суицид – способ бегства от «душевной боли»
-
Основная суицидальная эмоция это беспомощность, безнадежность
-
Общим внутренним отношением к суициду является двойственность переживаний
-
Общим состоянием психики является сужение эмоциональной и интеллектуальной сфер личности
-
Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении
Особенности подростковых суицидов
-
Психологический смысл подросткового суицида это «крик о помощи», или «протест, месть»
-
Часто встречается подражательное суицидальное поведение
-
Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства
На что следует обращать внимание в поведении ребенка
-
сообщение о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное)
-
фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида
-
активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида
-
раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества
-
негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего
-
постоянно пониженное настроение, тоскливость.
-
необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение, стремление к рискованным действиям, отрицание проблем
-
снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий
-
символическое прощание с ближайшим окружением
Как правильно построить разговор с подростком
-
Выслушайте и постарайтесь услышать
-
Будьте готовы обсуждать планы и проблемы подростка
-
Подчеркивайте временный характер трудностей
Ищите конструктивные выходы из ситуации
Чего следует избегать во время разговора с подростком
-
осуждения, критики, обвинений, угроз, споров
-
допросов, расследования
-
указаний, приказов
-
морализирования, поучений
-
высмеивания
-
невыполнимых обещаний
Что рекомендуется говорить
-
поощрять открытое выражение мыслей и чувств
-
быть понимающим и заботливым
-
слушать, задавая вопросы
-
дать понять, что вы слышите и понимаете
-
иногда «держать паузу», давать ребенку собраться с мыслями
-
предложить помощь, сотрудничество в решении проблемы
-
вселить надежду
Что можно сделать для того, чтобы помочь ребенку
-
Будьте внимательны к любым признакам возможной опасности
-
Принимайте ребенка как личность
-
Будьте собеседником
-
Оцените степень риска, критичности ситуации
-
Не оставляйте ребенка одного в кризисной ситуации
-
Обратитесь за помощью к специалистам
Куда можно обратиться за помощью
-
Всероссийский подростковый телефон доверия 8 (800) 200-01-22
-
Телефон доверия ОПБ им. К. Р. Евграфова 545 – 777
-
Кабинет медико-психологической помощи на базе дневного стационара №2 ОПБ им. К. Р Евграфова 54-78-26
Подготовила врач психиатр Молчанова Н.А.