Здоровый образ жизни
Материал опубликован:
Обновлён:
Актуальность проблемы подростковых суицидов
- Россия занимает ведущее место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков
- По данным ВОЗ:
Россия – 19-21 случай на 100 тыс. населения
В мире – 7 случаев на 100 тыс. населения
- По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет.
- На каждое законченное самоубийство у подростков приходится попыток до 100-200 суицидальных попыток
Особенности подросткового возраста
- противоречивость чувств, импульсивность
- сочетание чувствительности, ранимости, романтизма и жестокости, холодности
- завышенная самооценка и неуверенность в себе
- максимализм в оценках и неспособность к принятию аргументированных решений;
- упрямство и внушаемость
- недостаточно развитой способностью к объективной оценке конкретных поступков, к самоконтролю поведения
- феномен группирования
Наиболее частые причины суицида у подростков
- Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность
- Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи
- Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения
- Боязнь позора, насмешек или унижения
- Страх наказания
- Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность
- Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека
- Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов
Факторы риска
- Дисгармоничность в семейных отношениях
- Особенности личности
- Трудно протекающий пубертат
- Злоупотребление алкоголем, ПАВ, зависимости
- Депрессивное состояние с переживанием обиды, безнадежности, одиночества, гнева, безысходности
Депрессивные состояния у подростков
- Депрессивные состояния – это тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростка
- Депрессивные состояния у подростков нередко плохо осознаются самими детьми и могут выражаться в нарастании агрессивного поведения, упрямства, оппозиционного поведения, ухода в себя
Наиболее частые признаки депрессии
- часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности
- вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность
- снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась
- поглощенность темой смерти
- постоянная скука
- социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях
- пропуск школы или плохая успеваемость
- значительные изменения сна и аппетита
- деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины
- повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды;
- повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога
- жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль
- сложности концентрации внимания
Общие черты суицидов
- Цель суицида – нахождение решения
- Суицид – способ бегства от «душевной боли»
- Основная суицидальная эмоция это беспомощность, безнадежность
- Общим внутренним отношением к суициду является двойственность переживаний
- Общим состоянием психики является сужение эмоциональной и интеллектуальной сфер личности
- Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении
Особенности подростковых суицидов
- Психологический смысл подросткового суицида это «крик о помощи», или «протест, месть»
- Часто встречается подражательное суицидальное поведение
- Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства
На что следует обращать внимание в поведении ребенка
- сообщение о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное)
- фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида
- активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида
- раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества
- негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего
- постоянно пониженное настроение, тоскливость.
- необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение, стремление к рискованным действиям, отрицание проблем
- снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий
- символическое прощание с ближайшим окружением
Как правильно построить разговор с подростком
- Выслушайте и постарайтесь услышать
- Будьте готовы обсуждать планы и проблемы подростка
- Подчеркивайте временный характер трудностей
- Ищите конструктивные выходы из ситуации
Чего следует избегать во время разговора с подростком
- осуждения, критики, обвинений, угроз, споров
- допросов, расследования
- указаний, приказов
- морализирования, поучений
- высмеивания
- невыполнимых обещаний
Что рекомендуется говорить
- поощрять открытое выражение мыслей и чувств
- быть понимающим и заботливым
- слушать, задавая вопросы
- дать понять, что вы слышите и понимаете
- иногда «держать паузу», давать ребенку собраться с мыслями
- предложить помощь, сотрудничество в решении проблемы
- вселить надежду
Что можно сделать для того, чтобы помочь ребенку
- Будьте внимательны к любым признакам возможной опасности
- Принимайте ребенка как личность
- Будьте собеседником
- Оцените степень риска, критичности ситуации
- Не оставляйте ребенка одного в кризисной ситуации
- Обратитесь за помощью к специалистам
Куда можно обратиться за помощью
- Всероссийский подростковый телефон доверия 8 (800) 200-01-22
- Телефон доверия ОПБ им. К. Р. Евграфова 545 – 777
- Кабинет медико-психологической помощи на базе дневного стационара №2 ОПБ им. К. Р Евграфова 54-78-26
Подготовила врач психиатр Молчанова Н.А.